Корзина
127 отзывов
Новые модели босоножек и туфлей. Большой выбор.33-43 размерыНовинки
УкраинаХарьковская областьХарьков
+380633672177
+380
63
367-21-77
+380
96
210-63-46
Anabel-Style
Корзина

Мокасины. История

Мокасины. История

Мокаси́ны (англ. moccasins) — обувь североамериканских индейцев. Название восходит к протоалгонкинскому «maxkeseni» — обувь. К европейцам оно попало из восточно-алгонкинской языковой группы. Сейчас это термин относится, скорее, к этнической принадлежности, а не к конструктивным особенностям обуви, так как этим названием объединяются довольно разнообразные варианты обуви индейцев. А кроме того, обувь аналогичных покроев имелась и имеется у многих народов мира.

В лесной зоне и первоначально на Великих равнинах мокасины изготовляли полностью из мягкой замшевидной сыромятной кожи (англ. buckskin, deerskin), лишённой лицевой поверхности. Кожа ориентировалась бахтармой внутрь. Выкройки и, соответственно, готовые изделия у разных племён различались формой, мелкими деталями и орнаментацией. Хотя это не исключает использования в одном племени и нескольких типов покроев, так как похожие типы мокасин применяли самые разные народы. Но каждая пара мокасин обычно очень индивидуальна.

Мокасины с мягкой подошвой.

Обычно полностью или за исключением мелких деталей мокасины кроились из одного куска материала. Архаичным является широко распространённый у лесных племён и в меньшей степени на равнинах (восточные сиу) простейший вариант мокасина с одним вертикальным швом, образующим складки (мелкие или очень крупные) посредине подъёма (puckered-center-seam style). Сзади проходит второй шов. Лиллуэтнуткачерокисеминолыалабамымускоги мокасины этого стиля чаще сшивали не жилами, а кожаными ремешками. При этом вместо узелка на самом носке остаётся гладкий или нарезанный зубчиками расширенный кончик ремешка. На Юго-востоке подошвы мокасин могли покрывать древесной смолой. Позже старинный стиль стал заменяться мокасинами других покроев. Подобные мокасины до середины XVIII в. носили апачи. Они сохранились для обрядового танца у навахо и как церемониальные — у осейджей. Последние сшиваются всего лишь через четыре пары отверстий спереди и две пары сзади с помощью кусков грубых жил. Тоже простейшие, мокасины куапо и женские оседжей, однако, имеют шов проходящий не по подъёму, а по подошве.

Мокасины с жёсткой подошвой.

В 30—40 годы XIX века на равнинах отмечаются мокасины с жёсткой подошвой, а именно — на юге, у команчей. Но они стали массовыми к 50-м годам XIX века, когда широко распространились стальные иглы, шила и ножи. На северных равнинах, в том числе у метисов, а также у лесных оджибве они вошли в обиход в 50—60 годы. Жёсткие подошвы делали из более грубой сыромяти (англ. rawhideфр.англ. parfleche), сохраняющей лицевую поверхность (которая ориентирована внутрь мокасина). Но она всё же достаточно мягка и тонка (около 3 мм), так как шьются мокасины с изнанки, а затем выворачиваются с помощью дощечки или только руками. Если подошвы вырезаются из старых парфлёшей, тогда на их поверхности могут оставаться фрагменты цветного орнамента. Иногда по шву между жёсткой подошвой и верхом прокладывается полоска мягкой кожи — рант. Считается, что это делает шов более герметичным. Форма подошвы у разных племён различалась, что облегчало задачу следопытам.

Некоторые индейцы (например, модоки) пришивали твёрдую подошву только после того, как мокасин протрётся. А последнее происходило быстро. Поэтому, отправляясь в поход, воин имел запасные мокасины. Если протиралась подошва у мокасина с жёсткой подошвой, то её выбрасывали, а расшитый верх использовали снова.

На Юго-Западе, у пуэбло, навахо, апачей, пайютоввалапаевюма, где за образец была взята обувь мавров-погонщиков, которые работали у испанцев, подошвы высокой обуви изначально были жёсткими и нередко очень толстыми, для защиты от колючек кактусов, змей и острых камней[комм. 7]. Для них бралась или сыромять типа rawhide, или же buckskin, но более толстая — с шеи оленя. Верх этих мокасин тоже часто из несколько более толстой кожи, чем в других регионах. Эти мокасины, как и другие, шьются с изнанки, а затем выворачиваются. Подошвы у них чаще по всему краю загибаются кверху корытцем и сшиты краем с верхом мокасина. Но иногда они просто сделаны очень широкими, образующими как бы рант. У части мокасин апачей подошвы вместе с верхом образуют спереди острый носок или же округлый загнутый кверху и назад, иногда довольно большой, выступ — кикер (англ. cactus kicker — букв. отталкиватель, пинатель кактусов, отсюда и cactus kicker moccasins). Если подошва не корытцем, а плоская, то кикер будет однослойным. На подошву мокасин с кикером может идти толстая кожа с шерстью наружу. Если же подошва подобных мокасин сделана из мягкой кожи, то кикер отсутствует. Некоторые племена этого региона использовали также мокасины обычного равнинного покроя с жёсткой подошвой: часть апачей, пуэбло таос и тева (Сан-Ильдефонсо-Пуэбло).

В мокасинах со срединным разрезом на подъёме, в который вшивается нижняя клиновидная часть язычка, использовалась не только мягкая, но и жёсткая подошва. Мокасины с жёсткой подошвой мескалеро апачей имеют длинную и узкую вставку, у ютов она покороче, а у осейджей разрез оставлен открытым, без язычка, но в его нижней части имеются отверстия для шнурка.

Высокие мокасины

Часто мокасины имеют не декоративные, а такие лодыжечные клапаны или манжеты разной высоты, которые, если они не расшиты, можно поднимать или заворачивать вниз. Украшенные манжеты, скорее, всегда были подняты. Охватывая низ леггин, они спасают от холода и снега. Иногда присутствуют и манжеты, и декоративные отвороты. Иногда к горловине пришивают сплошные манжеты без разреза спереди и наполовину загибают их наружу. Мокасины стиля с вертикальным швом (puckered-center-seam style) кроятся одним целым с манжетами. Высокие манжеты иногда могут иметь в передней части удлинения, которые помогают плотнее их запахнуть. Поднятые манжеты перевязывают длинными шнурками (ankle band).

С конца XIX века имеются экземпляры, застёгивающиеся сбоку или спереди на медные или любые другие пуговицы. Редкий вариант представляет застёжка на паре мокасин шайеннов. У них обшитый бисером ремешок пришит к поднятому матерчатому манжету округлой формы только в районе пяточного шва. Спереди ремешок застёгивается на пуговицу. При обычных нешироких манжетах одна пуговица и петля находятся на их верхних углах. При более высоких манжетах пуговицы расположены на их удлинениях. Их уже от двух до четырёх. На одной паре высоких мокасин не-персе они даже образуют плотный ряд из 11 штук. Это уже переходный вариант к мокасинам следующего типа.

В племенах южной части Великих равнин (кайова, команчи, южные шайенны), отчасти — Юго-Запада (апачи), у незамужних женщин мокасины (как с мягкой, так и с жёсткой подошвой) могут сшиваться с леггинами которые удерживаются подвязками под коленями. Леггины часто имеют сбоку или поближе к переду прикрытый клапаном разрез, который застёгивается на пуговицы (иногда образующие сплошной ряд), завязывается кожаными завязками или просто запахиваются и обматываются шнурками. Верх голенищ часто заворачивается вниз и украшен бахромой. Некоторые леггины без разреза имеют длину на всю ногу, что подтверждает их сплошная орнаментация. У других же длина намного уменьшается, так как рассчитана на заворачивание голенища наружу и вниз. Заворачивание может быть многослойным (вниз-вверх или вниз-вверх-вниз-вверх). При этом поверхности с орнаментом и пустые распределены так, что именно орнаментированные оказываются снаружи. В других племенах леггины и мокасины не сшивались (некоторые племена равнин, Плато и Большого Бассейна). У арапахо и черноногих применялись оба варианта. Пришивные леггины иногда были матерчатые.

Мокасины Юго-Запада (пуэбло, навахо, апачи, пайюты, валапаи, юма) имеют высокие манжеты, которые завязываются или застёгиваются сбоку на пуговицы, например, из немецкого серебра (нейзильбера) или серебряные работы навахов. Хотя в начале XX в. существовали мокасины апачей с застёжкой спереди (дополненной шнурком, опоясывающим мокасин на уровне сгиба стопы). (Реже, в начале XX в., и у более северных индейцев низкие голенища без отворотов могли сбоку также застёгиваться на пуговицы.) У пуэбло женские мокасины подобного покроя имеют по одной очень длинной манжете из толстой кожи белого цвета, которая несколько раз обматывается вокруг ноги и перевязывается ремешком ниже и выше колена. Но есть и вариант, когда обмотки в виде более узких полос или бинтов такой же кожи не соединяются с манжетами высоких мокасин. Часто и мужские, и женские мокасины Юго-Запада представляют собой сапоги высотой до колен, с цельными голенищами или так же застёгивающиеся сбоку. У навахо и пуэбло они иногда высотой только до середины икры. Если такие сапоги из мягкой кожи не имеют сверху завязок, то их голенища опускаются книзу гармошкой. Голенища или отдельно пришиваются к ботинкам, или скроены с ними как одно целое. В последнем варианте шитьё идёт сразу к подошве.

Также и в лесных регионах (атапаски и микмаки), кроме обычных мокасин с мягкой подошвой, были известны также и сапоги до колен, а у атапасков имелась также обувь, которая составляла одно целое со штанами. То есть мокасины были пришиты к штанинам. Зимний вариант шился обычно из шкур мехом внутрь. Использовали меха самых разных животных. Мокасины могли быть и из рыбьей кожи. Подошвы к штанам-чулкам пришивались отдельно, из той же «ро́вдуги» или из кожи медведя и белухи (прибрежные атапаски). В разных племенах атапасков такие штаны носили или только женщины зимой в жилище, или мужчины и женщины в разное время года. В сырую погоду поверх обычной обуви надевали ещё «…верхние торбаса из рыбьих кож».

В поздний период канадскими белыми охотниками и индейцами (кри) стали использоваться высокие мокасины-сапоги (англ. moccasin boots, plainsman style) со стягивающей шнуровкой европейского типа спереди, по всему голенищу.

Украшение

Мокасины лакота с расшитыми подошвами, 1880 г.

Танцевальные мужские мокасины хопи. Конец XIX в.

Дастеры команчей, 1880—1890 гг.

Мокасины часто вышивают бисером, окрашенными иглами дикобраза и лосиным волосом, а также другими материалами, наносят узоры краской. Последнее было характерно, например, для племён северо-восточного побережья США и Канады в XVII в. Оформление несёт определённый символический смысл. Также мокасины окрашивают целиком или частично. Цвет придаёт и копчение, хотя время от времени возникала мода — в том числе и в резервационный период — на использование белой кожи. Отвороты мокасин также иногда расшивают, например, иглами дикобраза. Иногда отвороты делают из ткани или обшивают их тканевой аппликацией. Но высокие отгибающиеся манжеты, за редким исключением, не украшают. Бисером часто расшит и вывернутый наружу длинный язычок мокасина. Полоска бисерного шитья стиля «ленивый стежок» может прикрывать шнурок, проходящий вокруг горловины, образуя подобие кулиски, сплошной или из отдельных фрагментов. Сами шнурки также могут украшаться. Задняя незавязывающаяся часть изредка обматывается окрашенными иглами дикобраза, а шнурки современных мокасин атапасков украшают на концах кисточками из цветных шерстяных ниток. В степных племенах с 1880 г. (в резервациях) вышивали бисером (редко — иглами дикобраза) даже подошвы мокасин. Считается, что они предназначались для погребальной, свадебной и других церемоний, хотя известно, что в них и ходили. Исключительно редкое украшение — перфорация верха мокасина (военное общество Медведи у черноногих).

Для племён южных равнин (команчи, кайова, кайова-апачи, шайенны, арапаховичитатонкава, реже апачи) характерны так называемые «дастеры» (англ. dusters, буквально — пылевики) — мокасины с длинной бахромой на подъёме и вертикальном пяточном шве. Бахрома на пяточном шве может быть нарезана не полностью, а так, что сверху остаётся широкий целый лоскут. Бахрому на подъёме может заменять ряд весящих жестяных конусов. Изредка равнинные мокасины с жёсткой подошвой украшены короткой бахромой вокруг всей подошвы, которая нарезается из выступающей полосы ранта. Но эта бахрома может быть и довольно длинной, усложнённой ещё частичной обмоткой иглами дикобраза и поперечным креплением. Такая бахрома не захватывает внутреннюю сторону мокасина, но зато дополняется невероятно длинной бахромой на вертикальном пяточном шве. Очень редко в бахрому нарезается горловина мокасина. Мокасины степных племён иногда имеют на пятке, по центру подошвенного шва, бахрому всего из одной или двух-трёх коротких или длинных полосок. У черноногих пяточная бахрома бывает частично обёрнутой иглами дикобраза или бисером и имеет поперечное соединение с помощью крупных бусин. Или же бусины нанизываются на бахроминки.

У мокасин с мягкой подошвой такой элемент выкройки как пяточный язычок, может быть не пришит, а оставлен свободным (trailer), в виде просто квадратика кожи или нарезанным зубчиками или бахромой. Также оставляют болтаться на пятке не до конца удалённые лунообразные вырезы, которые получаются при Т-образном шве. Оформление мокасин могло относится к системе градации подвигов. Так, к мокасинам пришивали по хвосту койота или лисицы (у кроу каждый из них означал один подвиг). На картинах Бодмера видно, как их прикрепляли сзади к пяткам или к горловине или же сбоку — к внешнему углу отворота. Там же запечатлены и другие украшения мокасин манданов и хидатса: широкие накладные меховые отвороты (которые могут быть как с короткой шерстью, так и с очень длинной) и волочащиеся лентой по земле очень длинные внешние концы таких отворотов. Последние также меховые, но с другой стороны покрашены в красное и украшены вышивкой по краю. Такие отвороты могут быть не соединены с мокасинами, а крепились поверх них с помощью своих завязок. Их делалили мехом наружу или вовнутрь. Такие украшения из медвежьего меха вместе с когтями применялись, например, шаманами сиу. У манданов запечатлено и ещё более громоздкое украшение. К пяткам прикреплён хвост, имеющий красный цвет, удлинённый украшением с четырьмя волосяными прядями на конце, которые оформлены обычной для них обмоткой и бусинами.

Мокасины юго-западного покроя чаще вообще не украшают. Единственным украшением могут быть круглые бляхи из серебра или мельхиора, служащие застёжками. Но для Юго-запада особенно характерно применение окраски. Например, у пуэбло женские мокасины имеют подошву, окрашенную чёрной краской или красной охрой, тогда как верх и легины — натурально белые. (Цветным может быть носок мокасина.) Мужские же мокасины (у пуэбло зуниакомахопи и у навахо), наоборот, имеют светлую подошву, а верх носка и иногда голенище — коричневые, красные, синие, реже чёрные. Но украшения мужских танцевальных мокасин хопи и зуни могут быть более сложными. Это касается и применения бисера, и раскраски (площадями или в виде узоров), и других элементов, например, отворотов на голенище, бахромы. Они имеют на середине подъёма декоративный кожаный язычок, обычно многослойный, а заднюю их часть охватывает своеобразное украшение в виде свободно закреплённой кожаной полосы, вышитой цветными нитками в технике макраме, бисером или иглами дикобраза. Мужские танцевальные мокасины могли сверху краситься полностью белой краской, кроме отворотов голенищ, которые были красными с жёлтой окантовкой и разноцветного язычка. Декоративные нефункциональные язычки имелись и на высоких мокасинах яков. Изредка украшался и кикер. На его передней поверхности вырезались и покрывались краской углублённые узоры (апачи).

В настоящее время бисером украшают высокие обмотки женских мокасин пуэбло, чего раньше не делали. Обильно украшают вышивкой и мехами сапоги атапасков. Есть примеры, когда современные индейцы расшивают бисером и другую обувь, обычно кеды, что придаёт им вид мокасин. А разрисовывать ботинки под мокасины советовал детям, играющим в индейцев, ещё Сетон-Томпсон.

Современные аналоги

Современные туфли-мокасины — это лёгкая, чаще низкая, обувь, имеющая сходство с некоторыми типами традиционных мокасин: на подъёме — вставка-язычок, пришитая выступающим наружным швом; часто вокруг горловины пропущен декоративный шнурок; иногда имеется нарезка-бахрома и другие декоративные элементы. Выпускаются и образцы с традиционными высокими манжетами, шнурками-обмотками и бисерной вышивкой. Но они всегда снабжаются толстой подошвой из современного материала. Низкие модели, первоначально предназначавшиеся для водителей автомобилей, имеют тонкую подошву, усиленную резиновыми накладками. Отдельно стоит более универсальная обувь со сплошной толстой подошвой и менее похожая на традиционные мокасины (см. лоферытоп-сайдеры). Многие модели являются обувью унисекс.

Выпускаются также современные модели мокасин-сапог со шнуровкой, которая расположена сейчас не всегда спереди, но иногда и сбоку. Недавно появившийся вид обуви wrap boots (англ. wrap — завёртывать, закутывать) представляет собой перенос в современность особенностей мокасин Юго-запада, как не очень высоких, с запахивающимися краями, так и с высокими ленточными обмотками. Используется обвязывание длинными ремешками. Иногда подобная обувь, с меховыми голенищами, имеет ещё дополнительное название — Muks, Muk Luks, Manitobah Mukluks 

wikipedia.org

Предыдущие статьи